Успеваемость учеников зависит от генов

Журнал Proceedings of the National Academy of Sciences представил результаты исследования, которое доказало, что успеваемость в учебе генетически обусловлена примерно на 60%. К таким выводам ученые пришли, проанализировав результаты выпускных экзаменов за 2010-2012-й года, сданных близнецами.

Исследование проводилось в Великобритании, где в числе обязательных экзаменов находятся математика, естественные науки и английский язык. Эти экзамены ученики сдают в возрасте 16-ти лет. Для оценки исследователи отобрали результаты экзаменов, сданных 6653 парами близнецов. При этом для исследования отбирались как гетерозиготные (разнояйцевые), так и монозиготные близнецы. Известно, что монозиготные близнецы имеют идентичный набор генов, тогда как у гетерозиготных близнецов генотип совпадает только на 50%. Проведя сравнительный анализ оценок для этих двух групп, ученые смогли определить то, как факторы успеваемости соотносятся с воспитанием и наследственностью.

Дополнительно при исследовании для обеих групп был проведен тест, в ходе которого анализировались 83 психологических особенности. В их числе — уровень интеллекта, состояние здоровья, самоуверенность, проблемы в поведении и т.п. Эти особенности оказались обусловлены генетически на 35-58%, тогда как для оценок этот показатель находится на уровне в 60%. Остальные 40% в определении успеваемости принадлежат другим факторам.

При этом ученые обращают внимание на то, что влияние наследственности на оценки определяется не только непосредственно интеллектом. Также значение имеет ряд других, как наследуемых, так и приобретенных свойств.